О традициях коллекционирования произведений искусства

Великий Гёте писал: «Коллекционеры – счастливые люди!» Традиции коллекционирования произведений искусства возникли ещё в Древнем Мире. Римские императоры и патриции обладали коллекциями шедевров. Само слово Меценат пришло к нам из Древнего Рима и стало нарицательным. Покровители искусств, щедрые заказчики, коллекционеры, любители изящных искусств. Мыслима ли без них всемирная художественная история? И существовало ли бы изобразительное искусство, если бы иссяк спрос на творения художников? Но, к счастью, на протяжении веков и тысячелетий, не иссякает интерес к искусству. Свидетельством тому служат миллионы заинтересованных посетителей музеев и выставочных залов и многомиллионные лоты художественных аукционов мира. В увлечении коллекционированием произведений искусства сливаются воедино: любовь к прекрасному, радость обладания уникальными предметами, азарт страстного собирателя, прагматический расчёт (надежда на увеличение стоимости в перспективе), соображения престижа и многое другое. Многие рассматривают такое «хобби» как выгодные инвестиции, сохранение и преумножение капитала. И, конечно же, жизнь человека, увлеченного коллекционированием, становится интереснее.

«Старая» Одесса славилась коллекционерами произведений искусства. Среди них, в первую очередь, следует назвать имя графа, а в последствии – светлейшего князя и генерал-фельдмаршала Михаила Семеновича Воронцова, прославленного вельможи и военачальника, героя войны 1812 года. Михаил Семенович и Елизавета Ксаверьевна Воронцовы очень любили искусство, были щедрыми и просвещенными заказчиками и меценатами, всемерно поддерживали талантливых молодых художников и архитекторов. Они покровительствовали молодым художникам: братьям Григорию и Никанору Чернецовым, Карло Боссоли, Луизе Дессеме, помогали глухонемому художнику Карлу Гампельну, поощряли заказами мастера декоративной живописи Ивана Ковшарова, выполнившего первоначальные росписи одесского Воронцовского дворца. Украинец Григорий Игнатьевич Лапченко (1796-1876), как и его младший коллега Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861), окончил в Санкт-Петербурге Императорскую Академию художеств. Оба они в разные годы получили звания академиков этой авторитетнейшей Академии. За успехи во время учёбы в Академии Г. И. Лапченко неоднократно был награжден: в 1825 году – двумя серебряными медалями, а в 1829 году – золотой медалью. В 1830 году живописец Григорий Лапченко получил звание классного художника и уехал в Рим (для совершенствования мастерства) пенсионером графа М. С. Воронцова. Академия художеств, из своих средств, прибавляла к его содержанию по 200 золотых червонцев в год.

Некоторые факты позволяют говорить о том, что во многом и благодаря поддержке графа М. С. Воронцова армянский мальчик из провинциальной Феодосии стал великим и всемирно известным маринистом И. К. Айвазовским. Ещё при жизни первых владельцев, одесский Воронцовский дворец фактически превратился в музей. Его стены украшали полотна таких выдающихся и знаменитых мастеров как: Пьер Миньяр, Антуан Ватто, Уильям Хогарт, Джордж Хейтер, Томас Лоурренс, Джордж Доу, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, Федор Рокотов, Иоганн Баптист Лампи Старший, Жан Франсуа Жозеф Свебах… Крупным коллекционером и обладателем шедевров мирового значения был и Иван Ираклиевич Курис – потомок соратника Суворова, предводитель губернского дворянства. Для того чтобы понять уровень его собрания, достаточно упомянуть, что в нём была представлена картина Альбрехта Дюрера «Святая Анна и Богородица с младенцем» (1519 г.), ныне являющаяся гордостью Метрополитен Музея в Нью-Йорке. В научном каталоге этого музея указано, что картина происходит из собрания Куриса. Во второй половине XIX – начале ХХ вв. крупными собраниями живописи в Одессе обладали: семьи графов Михаила Дмитриевича и Михаила Михайлвича Толстых и предприниматель Александр Петрович Руссов. Для каждой из этих двух коллекций её владельцы выстроили специально предназначенные для экспонирования художественных произведений здания – галереи. Из истории известно, что многие частные собрания со временем, часто по воле самих владельцев, а иногда и в связи с иными обстоятельствами, становились основой крупнейших и богатейших музеев мира, навсегда обессмертив имена своих бывших владельцев. Государственная Третьяковская Галерея, Национальный Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, собрания Щукина, Терещенко, Морозовых, Эстерхази, Чарторыйских и многих других – тому свидетельство. Но, оказывается, что даже не обязательно быть мультимиллионером, чтобы собрать интересную и значимую коллекцию. Подтверждением может служить история создания Одесского муниципального музея личных коллекций имени А. В. Блещунова.

Серьезное частное собрание, созданное известным одесским коллекционером Михаилом Зиновьевичем Кнобелем, легло в основу Музея современного искусства.
Не будет преувеличением сказать, что приобщаясь к интереснейшему миру коллекционирования произведений искусства, человек как бы вступает в элитарный клуб. Сотрудничество с галереями, экспертами, искусствоведами-критиками, арт-дилерами и самими художниками, изучение современных тенденций арт-бизнеса со временем превращает коллекционера в знатока предмета своего увлечения. Следует также отметить, что есть определенные преимущества в приобретении картин мастеров современных и ныне здравствующих. Они, по крайней мере, могут удостоверить авторство своих произведений. А это немаловажно. Ведь достоверно известно, что когда в Ленинграде в 1925 году была организована персональная выставка произведений И. Е. Репина, его ученик И. И. Бродский настоятельно приглашал маэстро приехать в СССР на её открытие. Репин же высказал предположение о том, что, наверное, половина из представленных на выставке произведений – подделки. Один известный художник и знаток искусств в своих воспоминаниях с удовольствием отмечал, что когда спрос на произведения И. К. Айвазовского достиг своего пика, и великий маринист, невзирая на колоссальную работоспособность и плодовитость, уже не мог удовлетворить количественно возросший спрос, в столице прекрасно писал картины Айвазовского «Вовка-пьяница». Кто знает, может быть и в этом секрет многотысячного творческого наследия гения из Феодосии. Когда у знаменитого иллюзиониста Игоря Эмильевича Кио спросили, какое качество он больше всего ценит в человеке, он ответил коротко: « — Ум». Обращает на себя внимание, что многие умные и выдающиеся люди являлись и являются коллекционерами произведений искусства. Среди них: знаменитые писатели сэр Уолтер Скотт, Иван Тургенев и Сомерсет Моэм, первый министр Франции кардинал Джулио Мазарини, миллиардеры Арманд Хаммер и Сергей Тарута, звёзды музыки Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, художники Николай Рерих, Александр Бенуа, Илья Глазунов и даже один из основоположников научного коммунизма — Фридрих Энгельс.

Одним из известных собраний произведений современных художников Одессы является коллекция мецената и покровителя искусств Ирины Владимировны Платоновой. Руководство и творческий актив Одесской областной организации Национального Союза художников Украины выступили с инициативой о присвоении И. В. Платоновой статуса Почётного члена нашего творческого Союза как друга и пропагандиста творчества одесских художников.
Юрий Письмак, искусствовед, доцент Архитектурно-художественного института ОГАСА, член Национального Союза художников Украины
© Письмак Ю. А. 2017